Задержка Речевого Развития У Ребенка — Каковы Причины?

Рубрика: Ваш Ребенок | 10.01.2013 | 0 Comments

Речевое Развитие Детей

Как только ребенок начинает произносить первые звуки – это как правило, становится поводом для радости всей семьи.

Поскольку именно от речевых навыков во многом зависит общее развитие ребенка, на замедление речевого развития стоит обратить пристальное внимание. Однако нужно сказать, что в силу различных факторов у разных детей речь может развиваться по-разному. И если один ребенок начинает активно говорить еще до года, то другой при нормальном развитии во всех остальных отношениях не спешит порадовать родителей первыми словами – зато позже начинает произносить целые предложения, поскольку обладает хорошей памятью и накопил большой пассивный словарь.

Среди причин задержки речевого развития много факторов. Это может быть элементарное отсутствие словесного общения с ребенком (если родители не комментируют свои действия, не поют колыбельных, не поощряют попыток крохи произнести какие-то звуки и слоги). Природа нарушений развития речи у ребенка может быть и иной. Такие проявления могут быть спровоцированы болезнями мозга и нервной системы в целом, перенесенными инфекциями (в том числе внутриутробными), полученными травмами, генетическими сбоями, нарушениями слуха. Как известно, речь у девочек развивается раньше, чем у мальчиков – это норма.

Если у ребенка ослаблено слуховое внимание и ему трудно сконцентрироваться, в результате ухудшается понимание фраз и предложений. В таком случае родителям нужно читать книги вслух, постоянно напоминать детям, как называются предметы, комментировать происходящее, повторять трудно запоминающиеся слова в игровой форме.

Для речевого развития важно, насколько хорошо развиты мышцы лица, в частности – рта. Слабый тонус этой мускулатуры характерен, в частности, для тех детей, которые рано перешли на искусственное питание или вовсе не знали грудного вскармливания. В таком случае специалисты могут посоветовать специальные упражнения – ребенку предлагают дуть, свистеть, пить через трубочку, имитировать различные звуки.

Врачи рекомендуют родителям обратить внимание на то, нет ли в поведении ребенка тревожных симптомов. Так, о недостаточном речевом развитии говорят невнятность слов или хотя бы слогов (если по возрасту дети уже должны произносить их внятно), отсутствие интереса к общению и играм с другими детьми, неспособность понимать простые вопросы и отвечать на них. К двум годам дети уже должны называть определенными словами или слогами членов семьи, окружающие предметы.
Как правило, с момента, когда врач зафиксирует отставание в речевом развитии, должно пройти 6-12 месяцев, чтобы родители и специалисты смогли отследить динамику. Возможно, специальное лечение и не потребуется.

В зависимости от того, чем вызваны нарушения речи, ребенку могут быть показаны занятия с логопедом – причем посещение логопедического детского сада или группы приносит намного более ощутимые результаты. Если нарушения вызваны более существенными проблемами – заболеваниями, глухотой – вмешательство специалистов необходимо как можно быстрее.

Внимание, память, мышление и воображение ребенка во многом зависят от того, насколько правильно и своевременно малыш овладевает речевыми навыками, поэтому недооценивать проблему нельзя. Родители должны всячески способствовать тому, чтобы ребенок хотел произносить слова – взрослые должны хотеть слышать их и организовать полноценное общение, поскольку роль психологического фактора очень велика, и часто проблема кроется именно в нем.

Каковы бы ни были причины отставания в развитии речи, родительская поддержка и внимание очень важны для ребенка и его здоровья.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в соцсетях!