Клиповое Мышление – Гениальность Или Деградация

Дети КомпьютерыСовременную молодежь нередко ругают за то, что она поверхностна и практически не читает книг. Развитие телевидения и, особенно, интернета, привело к тому, что нынешнее молодое поколение все меньше думает и мыслит логически, только воспринимая и перерабатывая полученную информацию. В то же время все удивляются необычному мышлению появляющихся на свет малышей, которых называют «дети индиго». Взрослых поражает, с какой легкостью ребенок трехлетнего возраста осваивает сложные гаджеты и компьютерные программы, в которых и взрослому, порой, сложно разобраться. По словам психологов, всему виной, так называемое, клиповое мышление. Что это за новая форма мышления и чем угрожает она подрастающему поколению?

Что такое клиповое мышление

В переводе с английского clip – это быстрота движения, скорость, вырезка из газеты, отрывок. То есть клиповое мышление – это новый способ получения и усвоения информации, не в форме печатного текста, как получали ее люди прошлых поколений, а в виде картинок, отрывков, не связанных между собой фактов, которые словно в калейдоскопе сменяют друг друга.

Безусловно, эпоха высоких технологий не могла не отразиться и на мышлении современного человека. С появлением телевидения и интернета все окружающее пространство буквально наполнилось информацией, а скорость изменений, происходящих вокруг человека, возросла в 50 раз! В итоге, сталкиваясь с невероятными объемами и скоростью изменения информации, мозг современного ребенка просто не успевает обрабатывать и анализировать полученный материал. Чем это грозит современной молодежи?

Проблема клипового мышления

По словам доктора психологических наук, профессора Рады Грановской, ребенок не рождается с логическим или клиповым мышлением. И на развитие того или иного мышления огромное влияние оказывает окружающая среда, школа и, конечно же, родители. Мышление ребенка лишь подстраивается под поток поступающей информации.

Здесь-то, по словам профессора Грановской, и скрыта проблема современной молодежи. Прежнее поколение училось по книгам, читало классическую литературу, а потому восприятие информации у них было текстовым, что способствовало развитию логического (последовательного) мышления. Нынешнее же поколение из-за обилия информации в окружающем пространстве просто не видит надобности в чтении книг. Молодежь воспринимает информацию по-новому, в виде картинок и образов, будто просмотренный видеоклип. Вот только учитывая объемы информации и скорость ее обновления, дети усваивают полученный материал поверхностно, не углубляясь в суть проблемы. Мозг не успевает выстроить логическую цепочку, а полученная информация быстро забывается, освобождая место для новой.

Люди старшего поколения, т.е. «люди книг» могут решать сложные задачи, однако очень медленно. Нынешнее же поколение – «люди экрана» решают быстро, но лишь простые задачи, а сложные решить им вовсе не под силу. И это огромная проблема, ведь учитывая, что развитие цивилизации постоянно ускоряется, людей с клиповым мышлением становится все больше!

По словам Рады Грановской, по вине клипового мышления современные дети не умеют надолго сосредотачиваться на определенной информации, их память не тренируется, а способность к анализу серьезно снижена. Ни для кого не секрет, что современному подростку сложно осилить что-либо из классической литературы. Он привык читать романы в сокращении, а то и вовсе готовые сочинения, из которых узнает суть повествования. Все это приводит к тому, что молодежь быстро забывает усвоенный материал.

Негативное влияние клипового мышления на память подтверждают и проводимые эксперименты. В старших классах был проведен эксперимент, в котором каждому ученику предстояло ответить на 10 вопросов из школьной программы предыдущего года. Итог опроса показал результат на уровне 10%!

Школа, по сути, тоже прививает ученикам клиповое мышление, хоть и использует в своей практике учебники, содержащие много текстовой информации. По факту же, ученики читают кусочек текста по одному предмету, затем переходят к другому предмету, где тоже получают кусочек информации. И так по кругу. То есть школа, которая должна провозглашать линейное чтение, а значит и логическое мышление, ориентируется на подачу клиповой информации.

Важно понимать, что от мышления во многом зависит успешность человека в жизни. Став взрослее, и поступив в ВУЗ, молодому человеку придется обрабатывать гораздо больше информации, выстраивать логические цепочки и умозаключения. А не умея анализировать информацию очень сложно стать успешным человеком.

Преимущества клипового мышления

При всех негативных явлениях стоит признать, что клиповое мышление – это продукт нашего стремительно меняющегося времени, а потому не подстроиться под него, значит отстать, и сойти с дистанции в погоне за успешным будущим.

Сегодня, чтобы быть успешным человеком необходима высокая скорость включения в любой процесс и не менее высокая коммуникабельность, позволяющая совершать одновременно сразу несколько дел. Замедленная реакция сегодня не в почете, а потому человек долго анализирующий полученную информацию, зачастую проигрывает в конкуренции тому, кто мыслит быстро, пусть и поверхностно.

Нынешние детишки нередко поражают взрослых своим мышлением. К примеру, ученые проводили эксперимент, в котором ребенок должен быть играть в компьютерную игру. Для облегчения задачи ему выдавалась инструкция в виде печатного текста объемом в 3 страницы. Ученых, наблюдающих за процессом, поразил такой момент – не успевали они прочесть и страницу, как ребенок уже делал следующий правильный ход. Объяснение нашлось быстро – испытуемый не читал текст целиком, а лишь обводил взглядов предложенный текст и выискивал ключевые моменты, позволяющие делать правильный выбор.

Можно привести и другой пример, доступно объясняющий работу данного принципа. К примеру, вам необходимо найти в шкафу красную кофту. Вы подходите к шкафу, быстро выбрасывает из него все вещи, находите красную кофту и возвращаетесь с ней. То есть прямолинейно выполняете то задание, которое было поставлено перед вами. Вы не составляете список вещей, не сортируете их по категориям, а просто отбрасываете все лишнее, не имеющее отношения к заданию. Именно так действует человек с клиповым мышлением.

Нельзя не согласиться с тем, что быстрая реакция, пускай и не совсем точная, сегодня гораздо нужнее. Возьмем, к примеру, техническое производство, которое также претерпело серьезные изменения. Каких-то 50 лет назад для ремонта любого оборудования требовался квалифицированный специалист, который смог бы разобрать его, найти конкретную деталь, устранить поломку и вновь собрать в узел. Сегодня же технику делают из блоков, что значительно ускоряет процесс ремонта. Специалист не ищет причину поломки, он просто меняет вышедший из строя блок. То есть квалификация уже не играет столь важной роли, а главным показателем на сегодняшний день становится скорость. И такая идея проникает во все сферы жизни.

Данную теорию подтверждают слова немецкого промышленника Круппа. По его словам, если бы он хотел разорить конкурентов, просто отправил бы к ним специалистов высшей квалификации. Главная мысль состоит в том, что такой специалист не начнет работу, пока не получит и не обработает 100% информации. А к моменту, как они получат искомое решение, оно уже совсем неактуально.

Вместо вывода

Делая вывод из вышесказанного нельзя утверждать, что клиповое мышление есть зло. Это реальность информационного мира, с которой нельзя не считаться. Однако если не внести коррективы в развитие юного поколения – не увлекать детей чтением классики и не учить их решать логические задачи, в будущем мы потеряем элиту, а значит людей творческих и мыслящих нестандартно – ученых, писателей, художников, инженеров-изобретателей и других выдающихся личностей.

Кстати, в восточных странах, где компьютеры давно стали неотъемлемой частью жизни, ученики показывают наиболее высокие академические результаты. За счет чего, спросите вы? Прежде всего, за счет сокращения времени пользования компьютерами на уроках. Так, в Гонконге компьютерами во время учебы пользуются не более 11 минут, а в Южной Корее это время и вовсе не превышает 9 минут! Для сравнения, в Швеции этот показатель равен 39 минутам, а в Австралии – 58 минутам! Российские ученики еще не так привязаны к электронным гаджетам на уроках, однако школы стремительно увеличивают время обучения при помощи компьютеров и планшетов, а значит данная проблема актуальна и для наших детей.

Что можно предпринять в этой ситуации? Во-первых, следует ограничивать количество времени, проводимое вашими детьми за компьютерами и планшетами, а во-вторых, стоит регулярно давать своему ребенку читать книжную литературу (естественно не клиповую). Читая художественные произведения, ребенку придется выстраивать образную схему. А для закрепления прочитанного следует обсуждать со своим чадом прочитанный материал, чтобы он анализировал его и учился устанавливать связи между явлениями. Благодаря этому постепенно будет разрушаться фрагментированная картина мира, а мозг ребенка будет с легкостью выстраивать логические цепочки. Берегите своих детей!

Информация на нашем сайте носит познавательный и просветительный характер. Однако данная информация ни в коей мере не является пособием по самолечению. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.