Отклонения В Психическом Развитии Ребенка

ЛогопедНекоторые родители боятся заводить потомство, мотивируя это тем, что боятся за здоровье родившегося ребенка. И действительно, в последние несколько лет участились случаи появления на свет детей с отклонениями в психическом развитии. Причин этому может быть довольно много, но основные из них это заболевания центральной нервной системы, нарушения или травмы. У детишек может наблюдаться дефицитарное развитие, то есть глубокое нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Также может наблюдаться искаженное развитие, представляющее собой недоразвитие, из-за задержки в развитии или его повреждения. Иногда у малышей может наблюдаться также дисгармоничное развитие, представляющее собой нарушения при формировании личности, что, зачастую, приводит к психопатии.

Отклонения в психическом развитии ребенка это неадекватное формирование его психологического опыта, вызванного различными сенсорными нарушениями, такими как слепота, глухота, тугоухость, или поражением центральной нервной системы, таким как двигательное нарушение, задержка психологического развития, умственная отсталость.

При всем  этом, отклонения в психическом развитии ребенка могут различаться по двум категориям: первичные и вторичные нарушения. К первичным нарушениям относят снижение интеллекта, зрения  или слуха, которое имеет органический характер, и требует медицинской коррекции. Ко вторичным, относят нарушения, которые основаны на первичных, носящие системный характер, и поддающихся педагогической коррекции. Первичные нарушения характеризуются отставанием от сроков формирования психологических функций, и качественным отклонением в развитии. При этом нарушаются все познавательные процессы — процесс восприятия, словесно-логического или наглядного мышления. Также нарушаются процессы общения и самоконтроля, затормаживаются процессы смены ведущей деятельности. Предметная деятельность при отклонении затормаживается  и становится ведущей у слабослышащих и глухих детей лишь к 5 годам. Что касается умственно отсталых детей, то у них предметная деятельность станет ведущей только по окончании дошкольного возраста. Стоит отметить, что практически у всех детей с отклонениями в психическом развитии наблюдается дефект речевого развития. Речь может, как отсутствовать, так и иметь существенные дефекты, такие как бедность семантики и лексики, нарушение произношения. Чаще их речь может быть пустой и бессодержательной.

Между тем, развитие ребенка с отклонениями имеет такие же тенденции, как и развитие обычного нормального ребенка, что вселяет оптимизм и уверенность в то, что такие детишки смогут восстановиться, вселяет надежду в их обучаемость и возможность воспитания. Но для того, чтобы их развитие приближалось к оптимальному развитию, детишкам требуется специальное педагогическое воздействие, которое направлено на коррекцию с учетом специфики конкретного дефекта. Существующее педагогическое воздействие ставит своей целью преодоление вторичных дефектов. Эти нарушения, в отличие от первичных, поддаются коррекции с помощью подготовленных педагогов.

На восстановление отклонений в психическом развитии ребенка во многом влияют сроки начала, а также содержание конкретных методик восстановительной коррекционной работы. Поэтому так важно обнаружить отклонение на ранней стадии и правильно диагностировать дефект.

Информация на нашем сайте носит познавательный и просветительный характер. Однако данная информация ни в коей мере не является пособием по самолечению. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.